Оценка профессиональных качеств работников сервисных служб бармена кафе «Ангар»
Результаты оценки профессиональных знаний и умений на практике представлены на рис.2.2.
Рис.2.2. Результаты оценки профессиональных знаний и умений испытуемых
Как видно из рис.2.2. наибольшее количество баллов получили претенденты №4 и № 5. Именно они будут отобраны на вакантную должность бармена кафе «Ангар».
Заключение
Одной из актуальных проблем современной психологии труда является проблема оценки профессиональных качеств работников сервисных служб.
Анализ специальной литературы позволяет констатировать, что большинству авторов присущ эклектический подход к рассмотрению данной проблемы в рамках компетентности, в том числе компетентности работников сферы питания: в одном случае это выражается в немотивированном наборе элементов, в другом - в сведении исследуемого феномена либо к совокупности знаний, умений, либо к мышлению и способностям.
На основе исследований проведенных в ООО «Ресторатор» мы можем выделить четыре вида компетентности работников барменов:
функциональная, которая характеризуется профессиональными знаниями и умением их реализовать;
интеллектуальная, она выражается в способности аналитически мыслить и осуществлять комплексный подход к выполнению своих обязанностей;
ситуативная, позволяющая действовать в соответствии с ситуацией;
социальная, которая предполагает наличие коммуникативных и интеграционных способностей.
По нашему мнению в основе компетентности заложена профессиональная пригодность, принимаемая как совокупность психических и психофизиологических особенностей человека, необходимых для осуществления эффективной профессиональной деятельности.
Основными компонентами компетентности работников ООО «Ресторатор» считаем следующие:
наличие знаний для успешной деятельности;
понимание значений этих знаний для практики;
набор операциональных умений;
владение алгоритмами решения трудовых задач;
способность творческого подхода к профессиональной деятельности.
В перечне этих проблем мы видим проблемы, имеющие непосредственное отношение к социальному взаимодействию людей. Успешность решения этих проблем, по нашему мнению, обеспечивается особой компетентностью, которую мы называем «психологической компетентностью», выступающий определенным уровнем «психологической культуры».
Разработанная нами модель компетенции бармена включает : знание истории профессии, выполнение требований должностных инструкций и требований по технике безопасности.
Умение рационально организовывать свою деятельность, оценивать позицию во взаимодействии с безработными, добиваться поставленной цели, распределять силы, сдерживать эмоции - эти и другие умения являются центральными составляющими психологической компетентности бармена в рамках психологического подхода.
Задачами психологической подготовки бармена (основанной на проблемном подходе) являются:
. Обеспечение условий, в которых происходит осознание специалистом его индивидуальных способов обнаружения проблемной ситуации.
. Формирование специальных способностей. Эта задача позволяет осуществить когнитивную ориентацию в выполнении действий (на уровне сознательного контроля).
Психологическая подготовка направлена на формирование познавательных потребностей, механизма контроля саморегуляции силой собственных намерений и формирование индивидуальных творческих способностей.