Специфика профессионально значимых качеств менеджера туристской фирмы
Мнения руководителей по поводу наличия у претендента на работу в туристскую фирму высшего профессионального образования в области туризма разделились следующим образом: 33,3% опрошенных считают наличие у претендента на работу в туристскую фирму высшего профессионального образования в области туризма - чрезвычайно важным;53,3% руководителей считают - очень важным; 6,7% считают наличие любого образования важным, не обязательно в туристской области; и такое же процент руководителей туристских фирм считают наличие у претендента на работу в туристскую фирму высшего профессионального образования в области туризма абсолютно не важным. Мы попросили руководителей прокомментировать свой выбор.100% руководителей считают, что уровень образования в области туризма в регионе КМВ пока не соответствует их требованиям к кадрам для своих предприятий. Всеми руководителями было отмечено, что ВУЗы не уделяют/ или очень мало внимания уделяют практической подготовке будущих специалистов. Часто производственная практика в структуре учебного процесса является лишь формальностью как для студентов, так и для самих преподавателей. Последствия такого отношения весьма плачевны.
И как следствие выпускники специализированных ВУЗов (ВУЗов с туристской направленностью), практически ничем или мало чем отличаются от выпускников любых других ВУЗов. Поэтому руководителям часто приходится сталкиваться с тем, что «специалистов», прибывших на работу в туристскую фирму приходится обучать практически с нуля. Вот здесь то и встает проблема о склонности к обучению вчерашних студентов. Теперь понятно почему в нашей анкете 100% руководителей отметили качество обучаемость как чрезвычайно важное.
Знание иностранных языков по мнению 26,7% руководителей туристских фирм является чрезвычайно важным; 33,3% - очень важным; 26,7%- важным и 6,7% не важным; При этом руководители отмечают, что у большинства выпускников специализированных ВУЗов знание иностранного языка слабое.
Те руководители, которые считают знание менеджером иностранного языка не важным объясняют это тем, что в том объеме работы, который придется выполнять менеджеру иностранный язык ему не понадобится, деятельность предприятий в основном турагентская, общение с иностранными партнерами не предусмотрено, клиентура в основном местная, регион КМВ - небольшой и предприятия в основном малые, в отличии, например от туристских фирм Москвы, где без знания иностранных языков эффективная профессиональная деятельность невозможна.
Рисунок 6. Рейтинг знаний в области туризма
- Высшее/неполное высшее образование в области туризма.
- Знание иностранного языка
- Минимальный рабочий стаж/практика работы в туризме
Итак, рейтинг наиболее важных и профессионально значимых качеств работника туристской фирмы по мнению руководителей туристских фирм региона КМВ выглядит следующим образом:
На первом месте - личностные и деловые качества (коммуникабельность, ориентация на достижение результата, клиентоориентированность, ответственность, обучаемость, способность планировать работу, организованность, стрессоустойчивость, умение работать в команде, аккуратность, внимательность, лояльность к компании.)
На втором месте - умения и навыки (навыки продаж/презентаций, работа на персональном компьютере с различными информационными системами.)
На третьем месте - знания (высшее/неполное высшее образование в области туризма, знание иностранного языка, минимальный рабочий стаж/практика в туризме.)
Рисунок 7. Рейтинг требований к персоналу туристских организаций
- Личностные и деловые качества
- Умения и навыки
- Знания
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в настоящее время все большую важность и значимость приобретают личностные и деловые качества сотрудника туристской фирмы.