Специфика профессионально значимых качеств менеджера туристской фирмы
Индустрия туризма настолько многолика и многогранна, что требует применения самых разнообразных информационных технологий, начиная от разработки специализированных программных средств, обеспечивающих автоматизацию работы отдельной туристской фирмы или отеля, до использования глобальных компьютерных сетей.
В индустрии туризма широко распространен видеотекст, сочетающий возможности компьютерных систем резервирования, электронной почты, телекса, электронных газет.
Туристский бизнес, являясь одной из самых динамичных сфер экономики, представляет собой высоко насыщенную информационную отрасль. Другими словами, сбор, хранение, обработка и передача актуальной информации являются важнейшим и необходимым условием функционирования любого туристского предприятия /27/.
Наибольшее влияние современные компьютерные технологии оказывают на продвижение туристского продукта (распространение и продажи). Прежде всего это касается возможности формирования новых маркетинговых каналов продвижения и сбыта туристского продукта.
Так, в области рекламы широкое распространение получила прямая рассылка туристской информации по электронной почте. В последние годы большинство туристских предприятий создают свои собственные сайты в Интернете, а также используют баннерную рекламу.
Использование мультимедийных технологий оперативно предоставляет потенциальному клиенту информацию о любом интересующем его туре и тем самым позволяет быстро и безошибочно выбрать подходящий турпродукт. При этом туроперзтор (турагент) имеет возможность при необходимости внести изменения в данный тур или сформировать новый эксклюзивный тур, произвести бронирование мест и продать туристу созданную в оперативном режиме туристскую услугу. Поэтому навыки работы на персональном компьютере с различными информационными системами для современного менеджера туристской фирмы чрезвычайно важны.
Рисунок 5. Рейтинг профессиональных умений и навыков
- Навыки продаж, презентаций
- Работа на персональном компьютере с различными информационными системами
Российская система туристского образования характеризуется большим количеством исследований, посвященных профессиональной подготовке специалистов сферы туризма, общим и частным проблемам педагогического процесса, его содержанию, формам и методам, а также вопросам дидактики.
Современное общество коренным образом изменяет стратегические и тактические цели туристского образования. Этим объясняется поиск новых, адекватных изменяющемуся содержанию образовательного процесса методов обучения и технологий. Содержание образования, основанного на индивидуализации образовательных программ, обогащается новым процессуальным умением, развитием способностей оперировать информацией, творчески решать проблемы науки и практики.
Современное состояние подготовки туристских кадров, уровень педагогических и туристских знаний, процессы их взаимосвязи исторически обусловлены. Вместе с тем рыночные отношения требуют инноваций в системе подготовки туристских кадров, в организации и материальном обеспечении учебного процесса, в разработке планов, программ, учебных пособий.
Ориентиры обучения зависят от целей и задач индустрии туризма, адекватных конкретным периодам становления этого комплекса, однако на всех этапах профессионального воспитания значительную роль играет профессионализм специалиста - организатора и функционера, призванного решать актуальные проблемы туризма, выступающего как сектор экономики и как определенное направление социально-культурной активности населения.
Успешность профессиональной подготовки специалистов в сфере туристского бизнеса, а так же сокращение сроков их адаптации к профессиональной деятельности во многом зависит от наличия практических навыков, которые можно сформировать только на практике в туристской организации. Проанализировав данные анкеты мы получили следующие результаты.