Специфика профессионально значимых качеств менеджера туристской фирмы
. Командная работа предполагает желание, готовность и склонность членов команды помогать друг другу при выполнении задач. Хорошие команды отличаются от плохих тем, что их члены готовы при необходимости «подставить плечо», помочь друг другу. При этом они принимают помощь, не опасаясь, что их сочтут слабыми. Члены команды должны проявлять компетентность не только в своей собственной области, но и в тех, где знатоками являются другие члены команды, с которыми они непосредственно взаимодействуют.
. Командная работа подразумевает, что все члены группы воспринимают себя как единое целое, успех которого зависит от их взаимодействия. Работники должны осознавать себя как одну команду. Каждый ее член воспринимает успех команды как нечто более важное, чем свои личные достижения. Люди, входящие в эффективно действующую команду, ощущают себя взаимосвязанными членами группы, а не автономными работниками, собранными вместе с другими индивидами. Они воспринимают свой успех как эффективность работы команды, которая зависит от успешной профессиональной деятельности всех ее членов.
. Командная работа предполагает развитие внутрикомандной взаимозависимости. Развитие взаимозависимости предполагает, что каждому члену команды (вне зависимости от его статуса в ней) не только можно, но и нужно полагаться на остальных сотрудников в осуществлении командной миссии. В противовес тому, что бывает в остальных подразделениях организации, взаимозависимость рассматривается как благо - как существенная характеристика командной работы, а не слабость.
. Командное лидерство имеет большое значение для успешности работы в команде. Лидеры команды служат образцами для остальных ее членов. Если они открыто участвуют в командной работе (предоставляют и принимают обратную связь, оказывают и принимают поддержку), другие сотрудники, скорее всего, будут вести себя аналогичным образом. Командные лидеры жизненно важны, их влияние на деятельность команд огромно. Плохи лидеры - плохи и команды.
Выбор членов команды на основании только знаний, умений, навыков и способностей недостаточен, чтобы достичь оптимальной эффективности командной деятельности. Кроме этого должны задействоваться такие факторы как способность к обучаемости, устойчивость к стрессу и склонность к риску. Каждый участник команды должен:
Завоевать расположение группы;
Повышать сплоченность группы;
Усвоить групповое самосознание;
Разделять групповую идентификацию;
Управлять тем, как его воспринимают другие члены команды;
Составляющие умения работать в команде можно представить в виде схемы.
Рис 3
Процессы командообразования напрямую связаны с формированием корпоративной культуры организации. Корпоративная культура объединяет ценности и нормы, свойственные для организации стиль и процедуры управления, концепции технологического и социального развития.
Внутренняя сторона корпоративной культуры - это интеграция работников туристской организации, обеспечение предсказуемости их поведения, расширение возможностей по регулированию и координации их деятельности. Уровень корпоративной культуры отражает уровень организационного развития коллектива (наличие команды в организации - высокий уровень коллектива). Поэтому менеджеру важно учиться работать в команде и вырабатывать у себя необходимые для этого личностные и деловые качества.
Аккуратный человек - это человек исполнительный, соблюдающий во всем порядок. Аккуратные люди ценятся в любой сфере профессиональной деятельности. И туристская отрасль не исключение. 100% руководителей считают это качество чрезвычайно важным. Дело в том, что аккуратность должна проявляться менеджером туристской фирмы буквально во всем. Это аккуратность в одежде и внешнем виде в целом, аккуратность на рабочем месте, что проявляется в умении содержать рабочее место в порядке в течении всего рабочего дня, это аккуратность в высказываниях и во многом многом другом.