Специфика профессионально значимых качеств менеджера туристской фирмы
Коммуникативная компетентность - это совокупность способностей, знаний и умений, необходимых для эффективного общения./Сидоренко/
Коммуникативная компетентность
Коммуникативная Коммуникативное
способность Коммуникативные знание
умения
Рисунок 1. Составляющие коммуникативной компетентности
Коммуникативную способность можно трактовать двояко: как природную одаренность человека в общении и как коммуникативную производительность. В этом смысле понятие коммуникативной способности близко к понятию пропускной способности. Есть «гении» общения и есть люди, которые едва могут «соответствовать» самым простым коммуникативным задачам и самым привычным социальным ситуациям. Люди различаются по своей коммуникативной одаренности так же, как они различаются по своей лингвистической, музыкальной, математической и другим видам одаренности. Однако подавляющее большинство так или иначе научаются говорить на родном языке, выполнять элементарные арифметические операции и узнавать знакомые мелодии. Можно предположить, что современный человек достаточно одарен, чтобы развить в себе высокую коммуникативную производительность, даже если он не является врожденным «гением общения».
К числу коммуникативных способностей должна быть отнесена непроизвольная экспрессивность, или так называемая «способность спонтанного кодирования». Она дает определенные преимущества» развитии умения преднамеренно создавать определенные сигналы (преднамеренное кодирование). Однако она оказывается не связанной умением «читать» чужие сигналы / 24/.
Коммуникативное знание - это знание о том, что такое общение, каковы его виды, фазы, закономерности развития. Это знание о том, какие существуют коммуникативные методы и приемы, какое действие они оказывают, каковы их возможности и ограничения. Это также знание о том, какие методы оказываются эффективными в отношении разных людей и разных ситуаций. К этой области относится и знание о степени развития у себя тех или иных коммуникативных умений и о том, какие методы эффективны именно в моем исполнении, а какие - не эффективны.
В общении используются вербальные, невербальные и паралинг-вистические сигналы. Систему коммуникативных умений можно было бы представить в виде схемы:
1.Умение воспринимать коммуникативные сигналы |
2. Умение производить коммуникативные сигналы |
Вербальные Невербальные паралингвистические |
Вербальные Невербальные паралингвистические |
3. Умение воспринимать экспрессивные сигналы, которые партнер предпочел бы скрыть |
4. Умение производить обманные коммуникативные сигналы |
Вербальные Невербальные паралингвистические |
Вербальные Невербальные паралингвистические |
Рисунок 2. Система коммуникативных умений
В деятельности работника сферы сервиса и туризма коммуникативная компетентность является одним из профессионально важных качеств, так как, по сути, деятельность специалиста в области «Социально-культурный сервис и туризм» есть коммуникативная деятельность, деятельность общения.
Для того, чтобы эта деятельность осуществлялась благополучно будущим специалистам сервиса необходимо в полной мере владеть как вербальными, так и невербальными средствами общения. Вербальные средства общения или речь - это специфически человеческий способ формирования и формулирования мыслей с помощью языков средств. что коммуникабельный человек - это такой человек, с которым легко общаться, иметь дело, устанавливать контакты /17/.
Речь - это продукт социального развития, она необходима для общения. Но одно дело общаться со своими знакомыми, другое малознакомыми и тем более выступать перед большим обществом.