Специфика профессионально значимых качеств менеджера туристской фирмы
В регионе КМВ туроператорская деятельность широко не распространена.
Турагент - это организация-посредник, реализатор туристского продукта туроператора, работающий непосредственно на туристском рынке. Турагент получает за свою деятельность комиссионное вознаграждение (7-15 % от стоимости тура).
Турагенты действуют, как правило, на определенном сегменте туристского рынка, где и реализуют туристский продукт.
Туристское предприятие (фирма) - это самостоятельно хозяйствующий субъект, организующий свою деятельность в сфере туризма в целях удовлетворения общественных потребностей и получении прибыли. Оно имеет право заниматься любой хозяйственной деятельностью, не запрещённой законодательством, самостоятельно формировать её программу, выбирать поставщиков услуг и потребителей своей продукции, свободно распоряжаться прибылью, остающейся после уплаты налогов и внесения других обязательных платежей.
Турагенства теоретически отличаются от туроператоров тем, что выступают посредниками по розничной продаже программных пакетов как операторов, так и предприятий-поставщиков туруслуг. Наряду со сбытом туристской продукции важной функцией турагентств является предоставление клиенту полной достоверной информации о приобретаемом турпродукте, консультации относительно предполагаемой цели путешествия.
На практике предприятие может быть одновременно туроператором и турагентом. Российские туроператоры, например, зачастую не занимаются формированием турпродукта, а добавляют к продукту зарубежного партнера транспортные услуги и услуги по страхованию, поэтому по существу являются турагентами зарубежного туроператора. Но существуют турагентства, которые разрабатывают собственные программы туров. Это, как правило, малые и средние фирмы, предлагающие узкоспециализированные туры. В регионе КМВ это такие туристские фирмы как: «Медовые водопады», «Валькирия», «Лайт», « пятигорское бюро путешествий и экскурсий», «Елена - тур», «Лето». Они вполне способны работать в качестве туроператоров на отдельных, узких сегментах рынка. Тенденцию к слиянию функций туроператора и турагента в рамках одного предприятия обусловливают создание глобальных электронных банков данных, всемирных систем бронирования и компьютеризация бизнеса.
В связи с расширением деятельности многих крупных туроператоров заключаются контракты с региональными турагентствами на продажу продукта туроператора. Таким образом, меньшая часть продаж идет через собственную сбытовую сеть туроператора, большая же часть туров продается через независимые турагентства. В сложившихся условиях туроператору становится трудно реализовать собственную маркетинговую концепцию, так как турагентство, продающее туры десятков фирм, не может заниматься реализацией маркетинговой концепции каждой из них. Поэтому туроператоры ищут пути к повышению степени управляемости каналов сбыта при помощи расширения собственной сети сбыта, покупки акций турагентских предприятии, франчайзинга /22/.
Предприятиями, которые будут рассматриваться в дипломной работе и на основании деятельности которых будет проводиться дальнейший анализ, являются туристские фирмы региона КМВ. Туристские фирмы в большинстве своем осуществляют турагентскую деятельность, исключение составляют такие фирмы как «Медовые водопады», «Валькирия», «Лайт».
.2 Проведение исследования в туристских фирмах КМВ и анализ результатов
Наше исследование проводилось в туристских фирмах городов КМВ. Всего было исследовано 15 туристских фирм. Основным методом исследования было выбрано анкетирование.
Целью анкетирования являлось выявление рейтинга наиболее важных и профессионально значимых качеств работника туристской фирмы. Исследование проводилось на уровне руководства.
Руководителям 15 туристских фирм было предложено проранжировать приведенные в анкете профессионально важные качества, умения и навыки в соответствии со схемой рейтинга, где приняты следующие оценки: