Специфика профессионально значимых качеств менеджера туристской фирмы
В отношениях с партнерами - честность, компетентность, требовательность, взаимопомощь.
По отношению к клиентам - уважение, ответственность, достоверность в предоставлении информации, индивидуальный подход.
Еще один важный принцип - корректность по отношению к конкурентам, ни при каких обстоятельствах не позволять себе агрессивных выпадов в адрес своих коллег из других турфирм. Все мы работаем на одном рынке, и нас многое объединяет. В конце концов - все это имидж компании.
Со временем только укрепится уверенность в том, что корпоративная культура является своеобразным стержнем компании, она позволяет создать сплоченную команду с единой философией и общими целями. Для туристической сферы это особенно важно, так как специфика бизнеса связана с серьезными колебаниями спроса. Команда, объединенная общей корпоративной культурой, преодолеет любые трудности /25/.
С развитием рыночных отношений и усилением конкуренции среди туристских фирм менеджеры компаний будут постоянно вести поиски дополнительных резервов повышения эффективности. Отличным рычагом для этого служит позитивная корпоративная культура, которая позволяет формировать положительный образ компании в глазах потребителей.
Чувство ответственности - важный показатель профессионализма работника туристской фирмы в своей деятельности. Ответственный человек - это человек, имеющий высоко развитое чувство долга, ревниво относящийся к своим обязанностям,20% опрошенных руководителей считают чувство ответственности очень важным качеством и 80% считают это качество чрезвычайно важным. И это не случайно, ведь высоко квалифицированный внимательный персонал - это основное условие эффективного менеджмента и экономического благополучия любой туристской фирмы.
Способность менеджера к обучаению (обучаемость) 100% руководителей туристских фирм считают чрезвычайно важным качеством. Организация отбирает работников, прогнозируя вероятность успешного выполнения ими профессиональных обязанностей. Хотя от некоторых работников ожидается, что они сразу смогут хорошо справляться с работой, подавляющему большинству дается время на адаптацию. Обучение - «систематическое овладение навыками, правилами, понятиями и установками, после чего улучшаются результаты работы. Работники принимаются в организацию с условием, что они обучаемы. Их главным профессиональным качеством является прогнозируемая способность научиться выполнять свою работу. Обучение предоставляет возможность выйти на рынок труда, обладая необходимыми навыками, и выполнять новые функции.
Мы разделяем мнение многих специалистов, утверждающих, что в настоящее время роль обучения в усовершенствовании выполнения работы постоянно возрастает. Это вызнано все большим распространением компьютеризации и ее влиянием на требования, предъявляемые к работникам. Туристской отрасли необходимы кадры, способные оперативно реагировать на постоянно изменяющуюся ситуацию. Главное если люди не мотивированы обучаться, осваивать какие то новые навыки, пытаться обучать их бесполезно.
Предприятие обучает и развивает своих работников не ради процесса, а потому, что при правильном управлении работники создают конкурентное преимущество, повышая успешность функционирования самого предприятия.
Теперь во всех областях профессиональной деятельности возрастает необходимость более эффективного функционирования. Подобные изменения требуют роста производительности в компаниях в условиях сильной рыночной конкуренции. Обучение - это процесс, направленный на улучшение соответствия между требованиями, предъявляемыми работой, и человеческими качествами.
Обучение развитие - процессы, направленные на повышение уровня навыков работника, однако традиционно считалось, что эти понятия несколько различаются. Термин развитие употреблялся применительно к повышению мастерства руководящего звена, а обучение обычно использовался в связи с совершенствованием мастерства работников, находящихся в организационной иерархии на более низком уровне. Менеджеры (и те, кто занимает более высокое положение) «развиваются»; а вот все остальные - «обучаются». Сегодня такое различие не имеет смысла. Повысить мастерство необходимо работникам всех уровней, и каждый сотрудник должен расширять свои возможности. Университеты и колледжи уже не рассматриваются как единственные центры обучения. Обучение воспринимается как процесс, постоянно протекающий в любой организации. Наверное, годы, проведенные в колледже, следует считать подготовкой «образовательной», а годы работы - «обучающей и развивающей» /26/.