Стратегический и системно-ситуационный и подходы к мотивации персонала
Проведенные за рубежом исследования и имевшие цель, до настоящего времени, проверить обоснованность теории справедливости Адамса, дали достаточно материала в ее поддержку. Обзор полученных результатов показал, что лабораторные исследования подтверждают существование “нормы справедливости” (люди оценивают вклад и отдачу в отношении самих себя и других, и если они ощущают несправедливость, то стараются ее устранить), в то же время эта теория получила лишь ограниченное подтверждение при проведении соответствующих полевых исследований.
Развитие и анализ теории справедливости выходят за рамки теории ожидания как когнитивного объяснения трудовой мотивации, и служит отправной точкой для теории атрибуции и объяснений, основанных на концепции локуса контроля.
В научных кругах не подвергается сомнению важная роль атрибуции. В отличие от других теорий теория атрибуции в большей степени является теорией взаимосвязи личного восприятия и межличностного поведения. Хорошо известный теоретик в области человеческих отношений Г. Келли подчеркивает, что «теория атрибуции связана главным образом с теми когнитивными процессами, с помощью которых человек интерпретирует поведение, как вызванное (или приписываемое) определенными элементами определённой окружающей среды» .
В данной теории используется такое понятие как «локус контроля», используя его можно объяснить поведение человека на работе, исходя из того, откуда согласно его ощущениям исходит контроль за достигнутыми им результатами: изнутри или извне. Работники, которые ощущают внутренний контроль, считают, что они могут влиять на собственные результаты посредством своих способностей, умений или усилий. Работники, ощущающие внешний контроль, полагают, что они не могут сами регулировать свои результаты, поэтому подчиняются менеджерам более высокого уровня.
Помимо Г. Келли ещё один известный теоретик в области мотивации - Б. Вайнер использует теорию атрибуции для объяснения мотивации достижениями, для прогнозирования последующих изменений в выполнении работы и изменении во мнении людей самих о себе. В результате исследований Б. Вайнер пришёл к следующим выводам:
- «атрибуция невезения (внешняя) уменьшает огорчение, вызванное негативными результатами, а атрибуция счастливой случайности (внешняя) преуменьшает радость от успеха;
- когда человек приписывает свой успех скорее внутренним, чем внешним факторам у него возникает более высокое ожидание относительно будущего успеха, он демонстрирует большее стремление к достижениям и ставит более высокие цели в своей работе».
Рассмотренные аспекты теории атрибуции показывают сложность поведения человека, и осознание данного факта должно стать частью науки, которая пытается объяснить и понять организационное поведение. Следует отметить, что в объяснении поведения нельзя ограничиться теорией атрибуции. Теоретические и ситуационные факторы, а также обработка информации - все они влияют на реализацию теории атрибуции в организационном поведении.
О.В. Солодянкина считает, что «мотивация - это процесс побуждения человека к деятельности для достижения целей».
Мотивированный труд можно рассматривать как систему, в которой взаимодействуют следующие элементы: потребность; труд как деятельность, как поисковая активность; соотношение затрат и получаемой выгоды от труда (оно должно быть в пользу труда); эмоции; субъективные переживания в процессе труда; установки в поведении работников как направленность любых проявлении психики поведения; условия жизнедеятельности - внутренние и внешние; идеалы человека, его интересы как формы проявления потребности, обеспечивающие направленность личности на определённые блага.
Системный подход к мотивации персонала основан на всестороннем учёте психологических принципов мотивационного процесса индивидуальной и групповой деятельности.
Системный подход предполагает сочетание действия организационных стимулов и последовательных усилий менеджеров всех звеньев управления по мотивации персонала в чётком соответствии с организационной стратегией.